Уже 23 сентября в 18.00 на телеканале ТЕТ состоится долгожданное возвращение юмористического проекта «Лига Смеха». Зрителей ожидает возвращение звездного сезона «Битвы титанов», в котором соберутся сильнейшие команды за всю историю проекта. За восемь сезонов шоу «Лига Смеха» открыла невероятное количество талантов, активно продолжающих свое дело, среди которых актрисы Ирина Сопонару (Винницкие), Анастасия Оруджова (Трио разные и ведущий), Татьяна Песик (VIP Тернополь) и Александра Машлятина (Трио разные и ведущий). Они в интервью для сайта 1+1 вспомнили первый день войны, рассказали о своей волонтерской деятельности, как юмор помогает им справляться со стрессом и поделились мечтами на будущее.
Каким был для вас первый день войны?
Ирина Сопонару
Первый день войны для меня был ужасающим, как и для всей Украины. Он меня застал в Черновцах: в 5 часов утра позвонила подруга и сказала, что началась война. Я собралась и на следующий день уехала за границу, проходила его пешком, без автомобиля, поэтому перешла довольно быстро. Сначала я уехала в Румынию, поскольку боялась уехать далеко от Украины, ведь родители остались в Черновцах. Думала, что при необходимости могла бы быстро вернуться за ними. Следующей остановкой стала Варшава, а через некоторое время я отправилась к сестре в Лондон.
Анастасия Оруджева
Как и у всех, первый день войны был ужасен. Так случилось, что я в Киеве осталась одна и у меня было чувство абсолютного отчаяния. Я его никогда не забуду, но вспоминать больше не хочу.
Татьяна Песик
Это был день шока и хаоса, я находилась в Киеве и до конца не могла понять, что происходит. За день до этого как раз была на съемках «Лиги Смеха». Там царила веселая атмосфера, была патриотическая игра... Утром я проснулась от звонков из разных номеров, мне звонили по телефону даже незнакомые и спрашивали, не еду ли я иногда в родной Тернополь. Я отвечала, что никуда не собираюсь уезжать. Только потом зашла в новости и узнала, что началась война… Связалась с родными, они очень просили приехать домой. И я тогда не понимала масштабы, говорю: у меня репетиция. Конечно, ее отменили. Вот тогда я задумалась и решила прислушаться к родителям и отправиться в Тернополь. Я ехала на своем автомобиле и даже взяла пассажиров, это были незнакомые люди. Признаюсь, именно тот момент, что мне нужно довести людей в безопасное место, сильно мотивировал не изменить мнение и остаться в Киеве.
Александра Машлятина
Чтобы рассказать о моем 24 февраля, нужно начать с того, что происходило за день до. 23 февраля мы встретились с девушками из Трио разные и решили готовиться к предстоящему концерту Женского Квартала, писали номера. В тот день мы даже ездили в офис, сфотографировались, что "мы работаем, без паники, все хорошо". Настя Оруджева среди нас была главным паникером – переживала, что будет война. И чтобы снять это напряжение, мы решили после работы отдохнуть, пошли на съемки "Лиги Смеха". И на следующий день я даже не слышала первых взрывов. Конечно, когда все узнала, позвонила девушкам. И первая фраза от Насти: "Я же говорила!" Конечно было страшно. Звонки всем родным и знакомым, проверка, кто, где, как… Где мои племянники, как мои племянники? За детей в первую очередь переживаешь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бойцы на фронте, волонтеры и артисты на передовой: как юмористы Украины приближают нашу победу
Когда возникла необходимость стать волонтером и какой была первая инициатива?
Ирина Сопонару
Многие знакомые решили отправиться в Черновцы. Зная, что я оттуда родом, они звонили по телефону, просили помощи. Кому нужно было жилье, теплые вещи и прочее. Поэтому я с первого дня вторжения волонтерила по телефону. Потом в Варшаве я присоединилась к расселению людей. В первые дни войны украинцы просто спали на полу на варшавском вокзале, им было некуда пойти. Уже через несколько дней были организованы шелтеры, поляки действительно молодцы. Мы же взяли на себя задачу расселять женщин и детей в хостелы. Люди селились на разные сроки, у каждого своя ситуация. Только за первые три дня мы поселили 165 человек. Потом я оттуда уехала в Лондон, но эта система уже была отлажена. Только недавно это убежище закрылось. И за все это время было расселено поразительное количество людей.
А в Лондоне мы с сестрой ходили на акции в поддержку Украины как на работу. Это был мой вклад. Я ходила на эти митинги первые недели каждый день. Они и сейчас там проходят. Местные люди очень поддерживают переселенцев из Украины. Вообще за границей я ощутила очень сильную поддержку иностранцев. Европейцы относятся к нам с пониманием, сочувствием, британцы принимают участие в спонсорской помощи и принимают у себя дома беженцев из Украины. Мне кажется, что это очень великодушно.
Анастасия Оруджова
Я не выезжала из Украины, временно находилась в городе Гайсин Винницкой области. Там познакомилась с волонтерским центром «Движение непокоренных», увидела, сколько всего люди делают, и поняла, что пора возвращаться в Киев и делать свое дело. Мы почти сразу скооперировались девушками и начали ездить с благотворительными концертами для военных вместе с актерами Студии «Квартал 95».
Татьяна Песик
С первых дней вторжения я помогала чем могла. Сначала ходила плести маскировочные сетки, потом поняла, что у меня большая аудитория в соцсетях и я должен присоединиться к информационному фронту. Начала распространять информацию о помощи. И меня это радовало, что благодаря своим социальным сетям я могу помочь другим людям, например, найти жилье, теплые вещи или инвалидную коляску для ребенка. Впоследствии мы сами организовались и начали активно заниматься волонтерством. К примеру, закупали амуницию для военных. Сначала то, в чем нуждались наши знакомые военные. А потом уже и незнакомые люди стали обращаться.
Александра Машлятина
Я взяла паспорт и отправилась записываться в терроборону. Правда! А там стояла длинная очередь. Я подошла, спросила, есть ли у меня шанс попасть в военкомат. Мне ответили, что нет и попросили не занимать просто так место в очереди.
Найти себя мне помогла мама. Она еще с 2014 года много помогала нашим военным. Я уже привыкла к тому, что часть нашей квартиры занимают коробки со спальниками или носками для военных. У нее много контактов волонтерских фондов и она нашла один фонд, который также уже восемь лет помогает нашим защитникам. Я ездила на закупку продуктов, которые мы отправляли в госпиталь. Мне выдавали список, что нужно, и я искала указанное по всему городу. Каждый день давала объявление в Инстаграмме, мне отписывали и я просто по людям ездила. Тогда казалось, будто в Киеве вообще нет людей. И каждый день мне казалось, что я мало делаю.
После деоккупации Киевской области мы также приобщались к разбору завалов. Помню, в День рождения мне звонит по телефону Андрей Чивурин (редактор и сценарист "Лиги Смеха" - ред.), поздравляет, спрашивает как дела. Я рассказала, чем занимаюсь и они также пожелали приобщиться. Чивурин собрал целую бригаду наших юмористов из Лиги Смеха, которые на постоянной основе убирали в Макарове. А меня в то время пригласили присоединиться к концертам для военных, поэтому я вернулась на сцену.
Девушки из команды «Трио разные и ведущий» снялись в интересном видео о волонтерах:
Расскажите о своих выступлениях: как отважились и какие эмоции преобладали в первые разы, испытывали ли страх или наоборот радость быть причастными? Как военные реагируют на ваши выступления и что говорят об уместности юмора во время войны?
Ирина Сопонару
Поскольку я была заграницей, то, к сожалению, по военным частям я не ездила, как это делали мои коллеги из Студии «Квартал 95», которые остались в Украине. И первый концерт для военных, в котором я принимала участие, это был Благотворительный концерт Вечернего Квартала ко Дню Независимости. Атмосфера на этом концерте была великолепна. Было и смешно, и все плакали. Конечно не обошлось без волнения перед выходом, но так должно быть. Это такие родные ощущения, фидбек от зрителей был очень тепл. И аплодисменты, и слезы, и счастье – пожалуй, это показатель того, насколько удачным был концерт.
Анастасия Оруджова
Я чувствую, что мы делаем что-нибудь нужное. И каждый раз, когда военные поют гимн, я рыдаю на сцене. Это их время, время настоящих героев и я радуюсь тому, что мы можем их по крайней мере морально поддержать. Военные невероятно благодарны и очень застенчивы. Все говорят, что такие выступления дают им эмоциональную подзарядку, мотивируют. Но и мы получаем много чувств от этих концертов.
Татьяна Песик
Сравнивая с коллегами из "Вечернего Квартала" - Женей Кошевым, Александром Пикаловым и другими, которые дали более 140 концертов для военных, я так на передовой не выступала. Однако в начале полномасштабного вторжения выступило для военных в Тернополе. Тогда я не знала, как правильно себя вести, как они будут воспринимать юмор. Как подобрать слова, что им сказать? С нами выступали еще DZIDZIO и Александр Пономарев. И даже тогда они не знали, как правильно провести концерт, чтобы поднять боевой дух нашим военным. Я так волновалась, что сначала даже забыла представиться. Но в результате было очень классно. Военные радовались, смеялись. Они очень хорошо воспринимали юмор. Им это очень нужно. Юмор их ободряет, мотивирует, прибавляет сил.
Также очень классно восприняли зрители наш благотворительный концерт объединенного Вечернего Квартала и Женского Квартала ко Дню Независимости. Там среди зрителей также находились военные, нацгвардейцы, волонтеры, медики. Их улыбки, смех – это для нас сейчас самый высокий уровень благодарности за наш юмор. Аплодисменты от них – это очень ценно. У нас больше полугода не было больших концертов и съемок. . Мы все стали другими. Пожалуй, на сцене не было ни одного человека среди актеров Студии «Квартал 95», который бы во время финальной песни не заплакал, а вместе с нами и зрители в зале.
Александра Машлятина
Мы с девушками ездили с выступлениями к военным, которые недалеко от границы и чуть дальше передовой. А наши ребята из Студии «Квартал 95» – Женя Кошевой, Александр Пикалов, Юра Великий и другие – ездили выступать на передовую. Мне очень хотелось выступать перед военными. Раньше я боялась импровизировать на сцене. Честно, не люблю импровизацию и всегда ее боюсь. Кроме того, несмотря на то, что мы с девушками много лет в юморе, очень редко вели что-то. А во время выступлений для военных мы и ведем, и импровизируем. Да, перед первым концертом очень сильно волновались, это было довольно ответственно. Тогда мы не понимали, насколько это будет своевременно.
Едем к военным, реально воюющим и защищающим, а мы будем свои юморески показывать. Нужно ли это им? Но после первого смеха ребят нас попустило. Мы поняли, что военным это действительно необходимо. Иногда военные ярче реагируют на наши шутки, чем обычные зрители, покупавшие билеты на наши концерты. И это необыкновенное удовольствие. После концертов мы обязательно фотографируемся, обнимаемся. Мы ездили и в «Призракам Киева». Это просто легендарные люди. В части, где мы выступали – пять человек получили звание «Герой Украины», четверо из которых – посмертно. Ты понимаешь, какой ценой мы боремся за победу, и что наши военные – это сверхлюди, супергерои.
Какие мечты из будущего «после победы» помогают быть полезными здесь и сейчас?
Ирина Сопонару
У меня сейчас не осталось каких-то мечт на будущее. У меня просто есть понимание того, что нужно делать, что ты можешь делать и помогать так, как ты можешь.
Анастасия Оруджова
Я не живу сейчас мечтами о будущем, думаю больше о настоящем. Стала благодарна за все, что у меня есть: за возможность проснуться в постели, позвонить друзьям, выйти на сцену, обнять родных. Это все – большое счастье!
Татьяна Песик
Моя мечта – скорейшая наша победа. Я признаюсь честно, этой мечтой и живу. Каждый день ты просыпаешься, и больше всего в мире тебе хочется прочесть в новостях, что война закончилась, мы победили, и больше нет такой страны, как Россия. А дальше, вероятно, постепенно появятся мечты. Хочется видеть свободную, преуспевающую, европейскую Украину. Хочется, чтобы наша страна была №1 в Европе. Хотя я считаю, что Украина и так №1. Но хочется, чтобы это было подтверждено экономически.
Александра Машлятина
В ответе на этот вопрос я зайду с творческой стороны и скажу, что нужно быть полезным уже сейчас. Мне нравится то, что сейчас делается на украинском YouTube, то, что происходит в мире искусства. Что все сознательные украинцы наконец-то перестали смотреть «русскую». Рынок расширяются, люди узнают о новых исполнителях, комиках. Сейчас закладываются кирпичики, на которых будет стоять украинское искусство, культура. Я надеюсь, что это дойдет и до кино, до всех сфер. И поэтому сейчас нужно находить время и делать то, что ты умеешь: писать музыку, рисовать картины, заниматься YouTube, рассказывать о культуре. Все то, что будет работать на Украине, нужно это делать сейчас.
Что помогает выдерживать моральное напряжение?
Ирина Сопонару
У меня довольно часто бывают плохие дни. И я позволяю себе испытывать эти эмоции. Если мне грустно – я скучаю, если весело – радуюсь. Однако стараюсь не камуфлировать свои эмоции. Я на себе очень сильно испытала эти mood swing, перепады настроения. Ну, я думала, что это будет максимум неделя-две. Но продолжается и сейчас. Бывают дни, что я готова горы перевернуть, а бывает, что не могу встать с постели. Мне помогают мысли о завтра, которое обязательно будет лучше, занятия спортом, общение с друзьями.
Анастасия Оруджова
Вера в то, что завтра эта эмоция изменится. Ничего не бывает навечно и напряжение – тем более
Татьяна Песик
Какие-то положительные новости, хорошие истории. Например, наши военные продвинулись на несколько километров вперед или перешли в контрнаступление. Или сообщение о том, что твое снаряжение, которое ты привезла ребятам на передовую, спасло им жизнь. Это так мотивирует на самом деле – ты хочешь еще больше что-то делать, помогать нашим военным, собирать средства еще на какие-то вещи, которые им могут пригодиться. И юмор, конечно, он очень ободряет. Хотя сначала не все его воспринимали, говорили, что сейчас не время для шуток. Хотя на самом деле наоборот: юмор придает нам сил и жажды победы.
Александра Машлятина
Мне позволил не отчаиваться физический труд. Людям, которые очень озабочены новостями или любят похандрить - я очень рекомендую найти волонтерскую работу и там поработать физически. Когда идет поток негативных новостей с фронта, когда рассказали новости об Оленевке – это очень влияет на моральное состояние, ты как в темноте и не понимаешь, что уже может быть хуже. Но когда ты работаешь физически, нет столько времени следить за новостями. Например, когда работаешь над разбором завалов в Макарове, и думаешь, например, как этот кирпич вытащить из-под ванны. Это определенный новостной детокс случается. И оно действительно работает. Я лично очень люблю периодически работать на огороде. Таким образом тоже отвлекаюсь.
23 сентября на телеканале ТЕТ состоится показ "Лиги Смеха". Почему «Лига смеха» станет терапевтическим средством для ментального здоровья украинцев?
Ирина Сопонару
Потому что смех лечит. Когда началась война, я думала, что больше никогда не буду искренне смеяться. Но это не так. Когда я поймала свой первый настоящий смех, поняла, что хотя бы на минуту смогла отвлечься от всех событий. Я уже не помню, над чем я смеялась. Но когда это произошло, я такая – ой, вау, действительно смех лечит. Нельзя постоянно жить в таком стрессе или в режиме напряжения. Если бы я немного не отвлекалась, то, наверное, уже заболела бы. Каждый справляется со своим горем по-разному. Но смех всегда помогает. Это лучшее лекарство в такие трудные времена. Тем более, в Лиге Смеха в сезоне Битва титанов собрались лучшие команды и лучшие комики страны. Обязательно нужно всем смотреть!
Анастасия Оруджова
Потому что «Лига Смеха» – это о хорошем юморе, а юмор во многом сейчас спасает украинцев, помогает справляться со стрессом.
Татьяна Песик
Потому что юмор – поднимает настроение и заряжает позитивом. Обязательно нужно смотреть «Лигу Смеха» – вечером в пятницу, чтобы потом с хорошим настроением идти спать и так же просыпаться с хорошими эмоциями.
Александра Машлятина
Юмор помогает справляться со стрессом. Тем более если это будут выпуски «Битвы титанов», где играют лучшие команды. Для зрителей это станет возможностью просто лишний раз отвлечься, расслабиться, посмеяться, может немного поностальгировать по тому, что было.